Информационно-развлекательный портал "Самара сегодня" Контакты В начало E-mail
Ваш выбор вся - Самара

Мебель, интерьер

  Номер 232 (25) от 25.06.2007  Исторические стили в европейском искусстве мебели - эклектизм

Этим словом называется механическое, чисто внешнее соединение разнородные взглядов, точек зрения в изложении чего-нибудь, в исследовании и т. д. Применительно к художественному творчеству в любой его области под эклектизмом обычно понимается совмещение в одном произведении композиционных элементов, свойственных разным историческим стилям К этому же роду произведений относятся и такие, которые лишь внешне, своим" фасадом" воспроизводят черты определенного исторического стиля, но при этом имеют коренным образом иную конструкцию или иное функциональное назначение. В сущности, эклектизм - это отсутствие стиля, стилевого единства.

Как распознать эклектизм
Прежде чем обратиться к эклектизму XIX века, вспомним, что и значительно раньше того европейские мастера архитектуры и мебели проявляли пристальный творческий интерес к прошлым историческим стилям.

В эпоху Возрождения (XV-XVI века) вдохновлялись памятникам античного Рима и многое заимствовали из этого древнего источника. Вторая волна интереса к античности (на этот раз скорее греческой, чем римской) привела во второй половине XVIII века к появлению стиля классицизм В это же время некоторые мастера, например, Т. Чиппендейл (Англия) и В. Баженов (Россия) привносят в классицистическую мебель и архитектуру элементы готики. В начале XIX века в рамках классицизма вырабатывается стиль ампир, вдохновленный мистической мощью образов Древнего Египта. И поздний мебельный классицизм, известный как "бидермейер", в 1830-х годах эволюционировал, а точнее сказать - регрессировал,кренясь к стилям барокко и рококо.

Возникает вопрос: не следует ли считать эклектизм довольно постоянной тенденцией в европейском искусстве последних шести столетий? Нет, не следует.

Использование некоторых художественных тем и приемов прошлых периодов искусства не обязательно делает изделие эклектичным, каким-то "надуманным, "диковинным". Нет этого и в перечисленные выше случаях. Два главных признака эклектизма (говоря коротко) - отсутствие в художественном решении вещей, во-первых, духовной адекватности своему времени, во-вторых, общности принципов (методологии) построения художественных форм со всем видами творчества, участвующими в формировании среды обитания людей.

Николай СПУТНИЦКИЙ.

По материалам www.mdm.nnov.ru

Автор: Николай СПУТНИЦКИЙ



Партнеры ::
Новости SAMARATODAY

Дачникам

Счетчики ::


Copyright © 2000-2010 АНО ИА "ВВС".